Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством.
Знания учителем причин возникновения повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми.
Среди отечественных ученых, обращавшихся к проблеме тревожности в своих трудах, необходимо выделить Н. А. Аминова, В. М. Антипова, В. А. Бакеева, Ю. М. Забродина, Н. В. Имедадзе, Н. Д. Левитова, О. Г. Мельниченко, Г. Ш. Габдреевой, и др.). За рубежом проблему изучали Х. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд и др.
В настоящее время проблема тревожности и страхов приобретает большую актуальность в связи с информационными перегрузками и напряженным ритмом жизни. Такая ситуация свойственна для всех возрастных периодов, но для детей младшего школьного возраста, столкнувшихся с новыми требованиями, предъявляемыми к ним статусом школьника, она является наиболее травмирующей.
Отсутствие четкой преемственности между дошкольными учреждениями и школой, резкая смена статуса ребенка при переходе с одной образовательной ступени на другую, изменение видов деятельности, требований и меры ответственности провоцируют стрессовые ситуации, что особенно актуально для детей с низким и средним уровнем развития.
Проблема исследования: одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, поэтому остро стоит вопрос о борьбе с тревожностью, препятствующей правильному, полноценному и всестороннему развитию ребенка.
Актуальность исследования, а также его прикладной характер определяется широким распространением состояния тревожности среди младших школьников на современном этапе. Учебно-воспитательный процесс становится всё более ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Объект исследования: тревожность младшего школьника.
Предмет исследования: причины возникновения тревожности младшего школьника.
Цель: теоретически обосновать и эмпирически исследовать возможности высокий уровень тревожности младших школьников.
Задачи:
1. провести анализ теоретических подходов к изучению тревожности и уточнить содержание понятия «тревожность»;
2. изучить специфику проявления тревожности в младшем школьном возрасте;
3. обосновать педагогические возможности в профилактике тревожности младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, систематизация данных, констатирующий эксперимент.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния тревожности на развитие младшего школьника
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе
Понятие тревожности впервые было выдвинуто в исследованиях З. Фрейда, где он подчеркивает ее выдающуюся роль в формированииневротических состояний у своих пациентов. В 90-е гг. XIX в. З. Фрейд продолжает изучать проблему возникновения тревожности и в этот период связывает ее с категорией либидо, определяет ее как следствие неправильной разрядки либидо [17, 63].
В дальнейшем он неоднократно пересматривает многие аспекты первоначальной концепции тревоги. И затем в «Лекциях по психоанализу» (1916–1917) он уже однозначно говорит о том, что возбуждение, не завершившееся разрядкой, превращается в страх и проявляется в неврозах страха. Таким образом, можно сказать, что во фрейдистской концепции проявления страха и тревоги предстают изначально как обратная сторона нереализованного сексуального влечения.
Впоследствии, работая над отраслью метапсихологии, Фрейд начинает рассматривать тревогу как функцию эго. При таком рассмотрении тревога выполняет адаптивную функцию, она предназначена предупредить организм о надвигающейся угрозе, с которой ему необходимо встретиться [5, 36]
Современная отечественная психология подходит к пониманию тревожности с разных точек зрения.
Рассматриваются:
1. тревога как состояние;
2. тревожность как свойство личности, предрасполагающее к переживанию тревожных состояний в различных ситуациях;
3. процессы переживания тревоги и формирования тревожности как устойчивого личностного образования.
Многие ученые рассматривают тревожность в качестве временного эмоционального состояния, которое может являться как мобилизующим, так и дезорганизующим, и возникает в ситуациях, объективно угрожающих личности, или представляющих угрозу по ее субъективному мнению, а также в нестандартных условиях функционирования и стрессовых ситуация.
Н. В. Имедадзе предполагает, что тревожность является социально обусловленным свойством личности [12, 35].
В. Р. Кисловская, активно работающая направлении изучения тревожности, указывает в своих трудах на взаимозависимость тревожности и социометрического статуса, утверждая, что тревожность «в значительной мере определяется функцией социального общения» [19, 12].
Склонность к проявлению тревоги под влиянием специфических свойств темперамента анализирует В. С. Мерлин. Им установлен созависимость между проявлениями у индивида тревожности и свойствами его нервной системы, такими как слабость и инертность.
Ч. Д. Спилбергер считает, что когнитивный фактор является ведущим в процессе активизации и протекания тревожного процесса. По Спилбергеру, состояние тревоги начинается с когнитивной оценки опасности, интенсивность же тревоги и ее продолжительность определяются последующими переоценками [16, 348].
Проблема тревожности освещается в работах многих ученых-психологов, этот вопрос вызывает внимание и в отечественной, и в зарубежной психологии. Рассмотрением предпосылок возникновения тревожности занимались Н. А. Аминов, В. М. Астапов, В. А. Бакеев, В. К. Вилюнас, Ю. М. Забродин, Н. В. Имедадзе, Н. Д. Левитов, О. Г. Мельниченко, Х. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд и другие.
Ряд ученых, А. И. Захаров, Л. В. Макшанцева, А. М. Прихожан, А. О. Прохоров, предполагает, что тревожность как свойство личности формируется под влиянием постоянно повторяющихся ситуаций актуализации тревоги, сначала как готовность личности к проявлению тревоги, а в дальнейшем как новообразование эмоциональной сферы.
Существует достаточно много научных трактовок тревожности, но общим для всех является определение тревожности как чувства, связанного с неблагополучием, переживанием дискомфорта.
По определению Б. Б. Айсмонтас тревожность – это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, чаще всего связанным с собственной личностью [1, 74].
Как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера понимает тревожность Н. В. Имедадзе.
А. М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [3, c. 62].
Н. Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями [14, 140].
Все ученые сходятся во мнении, что для тревожной личности свойственны такие проявления, как беспокойство, излишнее напряжение, негативные предчувствия, и, кроме того, повышенная активность вегетативной нервной системы. Тревога является способом организма среагировать на ситуацию стресса, и в зависимости от значимости стрессогенного фактора, может быть различной по интенсивности и времени протекания. Тревожность не является однозначно отрицательным явлением, некоторый приемлемый уровень тревожности допустим и даже необходим для правильного выстраивания перспектив активной деятельности.
Существует понятие оптимального уровня тревожности, который так же называется желательным, это полезная тревожность, которая заставляет человека мобилизоваться.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты [Текст] / Б. Б. Айсмонтас. М: Владос-Пресс, 2006. - 208 с.
2. Акопян Л. С., Никифорова Т.В. Школьные страхи и тревожность детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа [Текст] // Вестник Самарской Гуманитарной Академии. Серия: Психология. 2009. №1. - с.47-55.
3. Алимирзаева Э. А. Проблема тревожности у младших школьников и пути коррекции [Текст] / Э. А. Алимирзаева // Вестник Социально-педагогического института, № 2 (34), 2020, с. 61-66.
4. Андреева А. Д., Прихожан А. М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы [Текст] / А. Д. Андреева, А. М. Прихожан // Психологическая диагностика, 2006, №1. - с. 33-38
5. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Н. Е. Аракелов, Е. Е. Лысенко // Психологический журнал, 1997, №2. - с. 34-38.
6. Багандова Г. Х., Ибрагимова Л. А. Исследование влияния уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников в отечественной психологии [Текст] / Г. Х. Багандова, Л. А. Ибрагимова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, № 4, 2018. - с. 5-9.
7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2011. - 384 с.
8. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] / А. Л. Венгер. -М.: Владос, 2010. - 160 с.
9. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 161 с.
10. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. [Текст] / А. И. Захаров. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
11. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - Электронный ресурс. [Режим доступа] http://lib.ru/PSIHO/KIDS/nevroz.txt Дата обращения 24.03.2021.
12. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / И. В. Имедадзе. – Тбилиси: Путь, 2003. - 190 с.
13. Коваленко С. В. Индивидуальные особенности и экзаменационная тревожность школьников: теоретический анализ и перспективы исследования [Текст] / С. В. Коваленко // Преподаватель XXI век. 2010. - № 1, ч. 1. - С. 189-192.
14. Костина Л. М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности [Текст] / Л. М. Костина // Вопросы психологии, 2004. - № 1. - С. 137-143.
15. Кузнецова Я. А. Причины появления тревожности у младших школьников [Текст] / Я. А. Кузнецова // Гаудеамус, № 3 (41), 2019. - с. 91-93.
16. Лебедева Е. И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников [Текст] / Е. И. Лебедева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, № 2, 2020. - с. 347-359.
17. Мысина Ю. Н. Предупреждение школьной тревожности дошкольников [Текст] / Ю. Н. Мысина // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института, № 1, 2019. - с. 62-66.
18. Политика О. И., Нагуманова Э. Р. Возрастная динамика тревожности у школьников [Текст] / О. И. Политика, Э. Р. Нагуманова // Проблемы современного педагогического образования, № 61-3, 2018, с. 357-362.
19. Райхельгауз Л. Б. Педагогические подходы к преодолению математической тревожности школьников [Текст] / Л. Б. Райхельгауз // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, № 4, 2019, с. 12-15.
20. Рязанцева М. А., Мартышов А.В. Выявление уровня тревожности у младших школьников столичного мегаполиса [Текст] / М. А. Рязанцева, А. В. Мартышов // Мир науки, культуры, образования, № 1 (68), 2018, с. 329-330.
21. Штукина В. А. Состояния тревожности в системе отношений «Ученик-учитель» среднего звена общеобразовательной школы [Текст] / В. А. Штукина // Научно-исследовательские публикации, № 2 (40), 2017, с. 89-95.